Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Как человек должен относиться к себе: положительно или отрицательно?

Кто я: грешник или праведник?

Как человек должен относиться к себе: положительно или отрицательно?

На первый взгляд, относительно этого вопроса есть противоречие в словах наших мудрецов.

С одной стороны, в Пиркей Авот (2, 13) сказано: «Не будь грешником в своих глазах». Рамбам объясняет: «Запрещено  считать себя большим грешником, негодяем, конченым человеком. Ведь такой человек, отчаявшись, перестанет бояться греха. Скажет: «Столь многочисленны грехи мои, что и не важно теперь: одним больше, одним меньше. Одно доброе дело меня не спасет, да и еще один грех не погубит»».

Но, с другой стороны, в трактате Нида (30б) рассказывается, что перед тем как родиться младенцу, ангел берет с него две клятвы. Первая – не быть грешником. Вторая – считать себя грешником, даже когда весь мир говорит о твоей праведности.

Каким же образом разрешим это противоречие?

Как обличать ближнего?

Вспомним слова царя Шломо (Мишлей, 9, 8):

«Не обличай глупца, чтобы не возненавидел тебя. Обличай мудрого, чтобы возлюбил тебя».

Шла комментирует это стих следующим образом: тут не идет речь о том, кого следует обличать, а о том, как нужно обличать. Когда хочешь указать человеку на то, что он поступает неправильно, не говори ему: «Ты глупец и грешник, если делаешь это». Лучше скажи ему: «Такому мудрому человеку как ты не подобает такой поступок». Нужно сначала напомнить собеседнику, что он хороший человек, что в нем душа, дарованная Всевышним, и лишь потом указать, что такое поведение не подобает ему.

Обличать себя самого

Так следует поступать, обличая ближнего. Значит и размышляя о своих поступках следует руководствоваться этими же правилами. Нужно помнить, что Всевышний дал нам великую душу, которая любит добро и стремится приблизиться к Творцу, о том, что наша истинная сущность хороша.  Но наши поступки часто бывают недостойны этой  души, этого доверенного нам сокровища.

Разрешение противоречия

Итак, мы видим, что нет противоречия. Талмуд и Пиркей Авот говорят о разных вещах.

В Пиркей авот говорится об истинной сущности самого человека. Не считай самого себя грешником и плохим человеком.

В трактате Нида говорится о том, что человеку не следует верить тем, кто говорит, что он уже праведник, полноценный во всех своих поступках. Человек должен всегда стремиться духовно расти, чтобы не совершать недостойных поступков, чтобы соответствовать своей истинной сущности.

Помня об этом, человек может постоянно развиваться и приближаться к Творцу.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications