5294-5332 /1534-1572/ гг.

Кто он?

Величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

Согласно традиции кабалистов, он был воплощением души искусного мастера Бецалеля бен Ури, создавшего в Синайской пустыне Ковчег Завета, Мишкан и его сосуды (Седер адорот).

Детство

Родился в Иерусалиме. Его отец, р. Шломо Лурия Ашкенази был потомком выходцев из Германии (на это указывает и его фамильное прозвище «Ашкенази) – на Святую Землю он прибыл из литовского города Бриска (Бреста); его родственником был р. Шломо Лурия (Мааршаль) – один из духовных лидеров евреев Польши. Мать Аризаля происходила из семьи беженцев из Испании.

Дом, в котором Аризаль провел свое детство, и сегодня располагается в Еврейском квартале Старого города (ул. Ор ахаим, дом 6).

В 5302 /1542/ году, в возрасте восьми лет, потерял отца; мать перевезла его в Каир, где ее брат-богач, р. Мордехай Френсис, управлял городской таможней. Ицхак воспитывался в доме дяди, а, достигнув возраста пятнадцати лет, женился на его дочери.

В Египте

В 5308 /1548/ году приступил к занятиям в каирской ешиве; он учился под руководством главного раввина Каира р. Давида Ибн Зимры (Радваза). В 5312 /1552/ году, когда Радваз «поднялся» в Землю Израиля, Ицхак стал учеником нового раввина Каира р. Бецалеля Ашкенази, автора книги Шита мекубецет (Сводная концепция).

Последние шесть лет из двадцати восьми, проведенных в Египте, р. Ицхак посвятил изучению основополагающего кабалистического труда – книги Зоар (Сияние). В этот период он вел жизнь отшельника на пустынном островке, посередине Нила, – в особой святости и духовной чистоте.

Зоар - основопологающая книга каббалы
Зоар — основопологающая книга каббалы

На Святой Земле — в Цфате

В 5330 /1570/ году небесный посланник – пророк Элияу, который обучал его тайнам Торы, повелел ему отправиться в г. Цфат, чтобы передать свои знания ученику по имени р. Хаим Виталь.

В Цфате р. Ицхак Лурия вступил в кружок кабалистов, который возглавлял знаменитый мудрец р. Моше Кордоверо, автор книг Пардес римоним и Томер Двора.

Микве Аризаля в Цфате
Микве Аризаля в Цфате

После смерти р. Кордоверо, последовавшей на исходе 5330 /1570/ года, р. Ицхак сменил его во главе кружка. Занятия проходили в ашкеназской синагоге Цфата или просто в окружающих город рощах и виноградниках; среди учеников р. Ицхака были выдающиеся кабалисты и знатоки Торы, значительно превосходившие его возрастом: автор книги Решит хохма р. Элияу Ди Видас, автор Сефер харедим р. Элазар Азкари и даже восьмидесятидвухлетний р. Йосеф Каро, составитель кодекса Шульхан арух.

Р. Йосеф Каро утверждал, что в теле наставника кабалы, прибывшего из Египта, «живет душа одного из пророков – ведь даже мудрецы Мишны не обладали теми познаниями, которыми он владеет». Двух великих мудрецов, столь разных по возрасту, связала тесная дружба, а затем и родственная близость: сын р. Йосефа Каро женился на дочери р. Ицхака.

Запись тайн, котрые откыл Аризаль

Только одному из учеников р. Ицхака, двадцативосьмилетнему р. Хаиму Виталю, было разрешено записывать услышанное на уроках, поскольку лишь его восприятие было, по оценке наставника, достаточно адекватным. Именно этому ученику р. Ицхак Лурия сумел передать значительную часть своего уникального духовного опыта и свои познания в практической кабале. Их совместные занятия продолжались год и девять месяцев: на основе сделанных тогда записей р. Хаим Виталь написал впоследствии свои трактаты Шмона шеарим (Восемь врат) и Эц ахаим (Древо жизни), ставшие, наряду с Зоаром, основополагающими книгами кабалы.

В предисловии к книге Эц ахаим р. Хаим Виталь рассказывал, что его наставник «был полон Торой до краев, подобно гранату, заполненному зернышками: …ему были открыты тайны устройства мироздания и Б-жественного управления Вселенной». Подобно пророку, он обладал широким спектром сверхчувственных восприятий: «ему были известны все деяния людей и в прошлом, и в будущем; он мог читать мысли людей прежде, чем они воплощались; он знал все, что происходит в данный момент в любой точке земного шара; …он был сведущ в перипетиях реинкарнации и знал, какая душа впервые явилась в мир, а какая уже побывала в нем в других воплощениях». «Все эти поражающие разум явления, я видел своими глазами», – свидетельствовал р. Хаим Виталь.

По его словам, такого высочайшего духовного уровня р. Ицхак Лурия достиг самоотверженной духовной работой, так как «очень много трудился над постижением кабалистической мудрости – и не перечесть ночей, которых он не спал, изучая какой-либо фрагмент из святого Зоара; иногда все шесть будничных ночей он проводил, стремясь постичь смысл одного единственного отрывка». Вместе с тем, «он был феноменальным знатоком открытой части Торы: Танаха, Мишны, Талмуда, мидрашей, а также выдающимся аналитиком».

"Эц Хаим" - основопологающая книга по каббале. Записана равом Хаим Виталь со слов его учителя Аризаля
«Эц Хаим» — основопологающая книга по каббале. Записана равом Хаим Виталь со слов его учителя Аризаля

Ученикам казалось, что на Землю Израиля возвратилось благословенное время древних мудрецов и пророков: в подтверждение сходства эпох р. Ицхак Лурия предпочитал разговаривать и преподавать на святом языке, иврите, – и особенно в святой день Шабата, и лишь тем, кто не понимал, он давал пояснения на ладино, языке испанских изгнанников.

Ученики называли своего наставника «Ари» – аббревиатура слов «Элоки раби Ицхак» (Б-жественный раби Ицхак). После смерти наставника к имени Ари было прибавлено окончание «заль» – зихроно ливраха (пусть память о нем будет благословенна).

Правда, некоторые исследователи считают, что основа этого имени родилась из другой аббревиатуры: «Амар раби Ицхак» (Сказал раби Ицхак) – такими словами, как правило, р. Хаим Виталь начинает цитирование слов Аризаля в своих книгах.

Смерть

Раби Ицхак Лурия скончался в дни эпидемии, пятого ава 5332 /1572/ года, – ему было лишь тридцать восемь лет. Он погребен на старинном кладбище Цфата рядом с могилой р. Моше Кордоверо; а три года спустя рядом с ними был погребен и р. Йосеф Каро – «золотой век» Цфата закончился.

Могила Аризаля
Могила Аризаля

Знания, открытые Аризалем, — основа каббалы

Сформулированные Аризалем идеи легли в основу всего дальнейшего развития кабалы. Особое значение придается его изложению концепции цимцума (сжатия бесконечного Б-жественного света, которое предшествовало собственно Творению) и концепции швират акелим (разбиения «сосудов»), имеющей отношение к начальной стадии Творения.

Многочисленны обычаи и нововведения, внесенные Аризалем в повседневную жизнь общины и литургию. Так, например, широко известен восходящий к Аризалю обычай, согласно которому мальчиков не стригут до трехлетнего возраста, а затем совершают этот обряд в Мероне, у могилы составителя книги Зоар раби Шимона бар Йохая (Рашби).

Аризалем создано несколько субботних гимнов – наиболее популярны из них Азамер бишвахин (Воспою хвалу) и Йом зе леИсраэль (Этот день для Израиля), исполняемые в первую, вечернюю, трапезу, и Асадер лисеудата (Приступлю я к трапезе), исполняемый днем.