Раби Моше бар Исраэль Исерлис (Рамо; ок. 5290-5332 /ок. 1530-1572/ гг.) – один из величайших законоучителей; автор книги Мапа (Скатерть), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан арух.

Детство и юношество

Родился в Кракове; его отец р. Исраэль был известным богачом и одним из руководителей городской общины (фамильное прозвище Исерлис образовалось от слова Исройлес – т.е. сын р. Исраэля).

Изучал Тору у р. Шалома Шахно, возглавлявшего ешиву в г. Люблине. Впоследствии стал зятем своего наставника. Занимался также изучением кабалы, философии и астрономии.

Уже в молодые годы прославился как выдающийся знаток Торы. Вернувшись по окончании периода ученичества в Краков, был избран там даяном (судьей). В возрасте чуть более двадцати лет основал ешиву, привлекавшую множество учеников. После смерти родителей он получил значительное наследство и содержал учеников на свои средства.

В 5313 /1553/ году р. Моше, не достигший еще двадцатипятилетнего возраста, был избран главным раввином Кракова. Его авторитет был очень высок: из многих ашкеназских общин, из Италии, Германии, Богемии и Моравии, обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Его респонсы собраны в книге Тшувот а-Рамо (Ответы р. Моше Исерлиса), впервые изданной в 5330 /1570/ году.

В том же, 5330 /1570/ году, в пражской типографии вышла в свет его книга Торат аола (Закон жертвы всесожжения). В этой книге приводятся законы храмовых жертвоприношений, описывается устройство Храма и сообщаются размеры отдельных его частей, а также рассматривается ряд важнейших алахических проблем, связанных с философией и астрономией.

Р. Моше Исерлис состоял в постоянной переписке не только с духовными лидерами ашкеназских евреев р. Меиром Кацнельбогеном из Падуи и р. Шломо Лурией (Мааршалем), жившем в Люблине, но и с величайшим законоучителем своего времени р. Йосефом Каро, жившим в Цфате.

Комментарий к кодексу Арбаа турим

Подобно р. Йосефу Каро, р. Моше написал комментарий к кодексу Арбаа турим, составленному двумя веками ранее в Испании р. Яаковом, сыном Роша. К приведенным в этом кодексе законам он добавил многочисленные псаки (законодательные решения), вынесенные раввинами Германии и Франции.

На основе этого комментария, названного Даркей Моше (Пути Моше), он планировал составить сжатый и доступный для всех свод законов. Но его опередил р. Йосеф Каро – в 5325 /1565/ году в венецианской типографии вышел в свет его краткий сборник законов Шульхан арух (Накрытый стол).

Когда в Польше появились первые оттиски этой великой книги, р. Моше Исерлис решил осуществить свой замысел в несколько иной форме, написав примечания и дополнения к тексту Шульхан аруха. Он стремился сделать кодекс р. Йосефа Каро приемлемым для всех евреев диаспоры – ведь автор Шульхан аруха исходил, в основном, из мнений законоучителей испанской школы, Рифа, Рамбама и Роша, не учитывая при этом традиций и обычаев, сложившихся в общинах Германии и Восточной Европы.

Свой обновленный замысел Рамо изложил так:

«Раби Йосеф Каро действительно «накрыл стол», но проблема заключается в том, что расположенные на нем блюда не рассчитаны на евреев большинства европейских стран, так как в ашкеназских общинах в большинстве случаев руководствуются законами, которые отличаются от установленных р. Йосефом Каро… Многие алахические выводы в его книге не соответствуют позиции тех мудрецов, потомками которых мы являемся и чье мнение стало для нас решающим… Поэтому я счел необходимым записать на полях книги Шульхан арух мнения этих законоучителей, чтобы изучающие этот труд знали, в каких вопросах точка зрения р. Йосефа Каро является спорной. И в тех случаях, когда мне было известно, что в наших общинах принято поступать иначе, чем рекомендует Шульхан арух, я завершал изложение этого противоположного мнения словами «Поступай так!».

Книга дополнений, написанная р. Моше Исерлисом, была названа Мапа (Скатерть) – по образному выражению самого автора, он «как бы расстелил свою «скатерть» на «столе» р. Йосефа Каро».

В 5338 /1578/ году в Кракове примечания Рамо были впервые изданы вместе с основным текстом Шульхан аруха. В новом облике этот кодекс стал основным алахическим источником для всех еврейских общин: в тех случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и р. Моше Исерлиса расходятся, ашкеназские евреи следуют решению последнего.

Во главе краковской общины

Р. Моше возглавлял краковскую общину и ешиву в течение двух десятилетий, до дня смерти. Наиболее выдающимися из его учеников были духовные лидеры следующего поколения р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим) и р. Йеошуа Фальк (Приша ведриша), а также р. Давид Ганз – выдающийся историк и астроном.

Смерть

Рамо безвременно скончался в Лаг баомер 5332 /1572/ года, ему было сорок два года. На надгробном камне, установленном над его могилой, сохранилась надпись, свидетельствующая о величии и уникальности его вклада: «От Моше (Рамбама) и до Моше (Рамо) не было подобного Моше».

Синагога, основанная им в Кракове, сохранилась до наших дней – ее так и называют «Бейт кнессет Рамо» (Синагога Рамо).