Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Евреи и мусульмане спасают друг друга — Реальные истории

Десять реальных историй, когда евреи и мусульмане, время от времени рискуя всем, что есть, спасали друг другу жизнь.

Иветт Альт Миллер


 

Пока напряженность между евреями и мусульманами продолжает нарастать, наверное, самое время припомнить десять реальных примеров, когда, порой рискуя жизнью, они спасали друг друга.

 

Спасение евреев Албании

Албания, небольшая горная страна на Балканском полуострове, единственная из европейских, большинство населения которой мусульмане и в которой, тем не менее, после второй мировой войны проживало евреев больше, чем было в довоенное время.

После прихода к власти Гитлера в 1933 году еврейское население Албании с двухсот человек очень быстро выросло в несколько раз за счет сотен еврейских беженцев из других стран Европы — люди надеялись переправиться оттуда в Израиль или другие страны. Только многие из них осели в Албании, и к тому времени, когда в 1943 году немецкие войска оккупировали страну, там проживало уже около 1700 евреев.

Немецкие чиновники приказали албанцам депортировать евреев, но те категорически отказались. Невероятно, однако это факт: албанские правительственные учреждения даже предоставляли евреям поддельные документы, помогая скрыть происхождение. Албанское общество охватило желание во что бы то ни стало им помогать. Израильский музей памяти жертв Холокоста Яд Вашем отмечает, что албанцы «конкурировали друг с другом за привилегию спасти евреев». К концу Второй мировой войны нацисты убили в Албании лишь одну еврейскую семью: почти все остальные евреи были спасены, бдительно охраняемые государственными чиновниками и частными лицами.

 

Героизм турков

Во время Холокоста неоднократно подключались к спасению евреев и  высокопоставленные чиновники Турции. Некоторые историки считают, что они спасли жизнь 15 000 евреев, так или иначе связанных с турками.

Посол Турции во Франции Бехич Эркин обеспечил тысячам турецких евреев подтверждение гражданства, включая многих из тех, у кого были всего лишь незначительные связи с Турцией, и эвакуировал их туда из Франции.

Селахаттин Улькумен, генеральный консул Турции на греческом острове Родос, также спасал турецких евреев, подвергая себя опасности. Узнав, что евреев Родоса загнали в машины для скота и готовят к транспортировке в Освенцим, Улькумен сел в поезд, в котором нацисты их собирались везти, и не выходил до тех пор, пока не были освобождены 50 евреев, независимо от того, граждане они Турции или просто имели хоть какие—то связи, пусть даже очень опосредованные, с этой страной. Впоследствии музей Яд Вашем назвал Улькумена одним из «Праведников народов мира».

В 1943 году еще один турецкий чиновник, Некдет Кент, который в то время был генеральным консулом Турции в Марселе, тоже сел в поезд, направлявшийся в лагерь смерти, требуя освободить восемьдесят находившихся там турецких евреев (хотя некоторые историки оспаривают его рассказ). Когда немецкие офицеры спросили пассажирова поезда, кто из них турок, то им ответили, что все. Вскоре все пассажиры были освобождены. «Я не могу забыть эти объятия и ощущения от них на шее, на руках… Такого внутреннего покоя и удовлетворения, как я ощутил, добравшись утром того дня до своей кровати, я не испытывал потом больше ни разу в жизни», — вспоминал Кент в интервью спустя семьдесят лет после тех событий.

 

Иранский Шиндлер

Абдул-Хусейн Сардари, иранский богач, был адвокатом, дипломатом и  использовал свое высокое положение в военном посольстве Ирана в Париже, чтобы спасти тысячи евреев. Он разослал письма немецким властям, утверждая, что иранские евреи были этнически «арийцами». Его псевдо-аргументы настолько смутили немецких чиновников, что Адольф Эйхман был в ярости от этого переворота в нацистской идеологии, но аргументы сработали! Евреи с иранским гражданством были освобождены от обязанности носить желтую звезду, которую нацисты заставляли носить других евреев.

Что еще более важно, Сардари, не посоветовавшись с руководством, выдал сотни паспортов ирано-еврейским семьям, в конечном итоге сохранив жизнь около 2000 евреев, и получил прозвище «Иранский Шиндлер».

 

Спасение в Сараево

Во время жестокой войны в Югославии в 1992-96 годы большая часть Сараево была разрушена. Обычная жизнь замерла. По мере того, как война затягивалась, единственным островком равновесия и надежды стала одна разрушенная синагога в центре города. В ней размещалась La Benevolencija (на ладино, еврейском языке сефардов, это значит «Добрая воля») — так называлась еврейская благотворительная организация, которая стала центром гуманитарной помощи в Сараево, направляя пожертвования из-за рубежа в осажденный город.

Для тысяч югославов — не только евреев, но и мусульман, сербов и хорватов, радиостанция синагоги стала единственным способом связи с родными за пределами осажденного города. Когда перестала действовать почтовая служба Югославии, синагога стала еще и почтовым центром, обрабатывая тысячи писем. Оттуда даже звонили людям, чтобы сообщить, что пришли письма из-за пределов города. В разгар осады расположенная здесь бесплатная столовая для нуждающихся кормила более трехсот человек ежедневно. Лечились сараевцы в находившейся там же клинике, укомплектованной врачами и медсестрами, готовыми оказать помощь всем, кому она требовалась. Более 40% всех лекарств, используемых в Сараево во время войны, были бесплатно предоставлены La Benevolencija.

Мусульмане, которые во время войны должны были стать жертвами геноцида боснийских сербских войск, были основной частью югославов, которым помогала La Benevolencija. Якоб Финчи, глава еврейской благотворительной организации, этим фактом гордился: «Многие мусульмане в Сараево защищали евреев от нацистов на войне. Я не могу забыть этот факт», — объяснил он свою деятельность в разгар осады.

 

Из Сараево в Иерусалим

Во время осады Сараево, в то время, как еврейская благотворительная организация La Benevolencija помогала мусульманам, одна еврейская семья в Израиле напрямую помогала югославской мусульманской семье и даже привлекла к этому премьер-министра Израиля.

История этого чрезвычайного спасения началась еще во время второй мировой войны. Вот когда Мустафа и Зейнеба Хардага, мусульмане, живущие в Сараево, решили бросить вызов немецким оккупационным властям. Они знали об опасности, штаб-квартира фашистского гестапо находилась через дорогу от квартиры Хардага, а ночью они слышали крики людей, которых пытали. Тем не менее, они предложили убежище еврейскому деловому партнеру Мустафы Йозефу Кабильо, его жене и дочери. Годы спустя Йозеф вспоминал: «Они приветствовали нас словами: «Йосеф, ты наш брат, а твои дети похожи на наших детей. Чувствуй себя, как дома, и все, что у нас есть, и тоже твое». Когда агенты гестапо постучали в дверь, Йосеф и его семья спрятались в задней части шкафа за одеждой.

Отец Зейнебы Ахмед Садик также помогал югославским евреям, подделывал документы, позволяющие им считаться не евреями. За свою деятельность он был арестован и казнен.

После войны семья Кабильо переехала в Израиль, но всегда поддерживала отношения с Хардага. Даже когда Мустафа скончался, семья Кабильо продолжала оставаться на связи с Зейнебой и ее дочерью Сарой Пеканак, родившейся после войны.

В 1992 году, когда Кабильо увидели, что происходит в Сараево, они хотели помочь семье, когда-то спасшей им жизнь. С помощью израильского журналиста, освещавшего югославскую войну, они связались с Хардага и помогли им обеспечить возможность для эвакуации из Сараево. Когда беженцы столкнулись с бюрократией, семья Кабильо попросила у израильского премьер-министра Ицхака Рабина помощи, и он не отказал.

Оказавшись перед выбором, где жить, когда они покинули Сараево, Зейнеба и ее дочь Сара решили переехать в Израиль. По прибытии они встретились не только с семьей Кабильо, но и с Ицхаком Рабиным. Сара приняла иудаизм и сегодня работает в Яд Вашем. “Когда я росла, — объясняет она, моя мать всегда говорила: «От вас не зависит, насколько вы разбогатеете или насколько будете успешны или умны. Но от вас зависит, насколько вы будете хорошими людьми.”

 

Донорские органы

Когда 19 сентября 2002 года палестинский террорист-смертник взорвал себя в автобусе в центре Тель-Авива, погибли пять израильтян и с ними Джонатан Джеснер, шотландский юноша, еврей, приехавший на год поучиться в израильской ешиве. Семья Джонатана предложила, чтобы его органы использовали как донорские, рассказав, что Джонатан собирался в следующем году начинать учиться в Лондоне на врача. «Принцип спасения жизни — одна из величайших ценностей иудаизма», — объяснил тогда брат Джонатана Ари.

Решение этой семьи спасло жизнь Ясмин Абу-Румейлех, семилетней палестинской девочке, которая уже два года ждала почки. Дина Абу-Румейлех, мать Ясмин, сказала, что хочет встретиться, чтобы выразить соболезнования семье Джонатана Джеснера, и надеется, что другие люди смогут понять на примере ее дочери, «что нам всем нужен мир».

Три года спустя другое донорство органов спровоцировало волну громкого обсуждения в прессе Израиля; в тот раз это был палестинский мальчик, чьи органы спасли жизнь еврея. В ноябре 2005 года двенадцатилетний Ахмед Хатиб был по ошибке застрелен после того, как помахал игрушечным оружием израильским солдатам, проводящим зачистку близлежащего террористического укрытия. Ахмеда отвезли в местную израильскую больницу. Пока жизнь его угасала, родители, Исмаил и Абла Хатиб, решили пожертвовать органы своего сына для донорства. Даже понимая, что, поскольку дело происходит в израильской больнице, некоторые органы сына могут достаться евреям, а для семьи, живущей в районе, где евреев обычно называют «врагами», это слишком радикальная идея, они все равно решили идти вперед.

В течение нескольких часов шести израильтянам были сделаны жизненно важные трансплантации, четверо из них были евреями. Затем вице-премьер Эхуд Ольмерт позвонил Хатибам, чтобы поблагодарить их за благородный поступок. «Насилие против насилия бессмысленно, — сказала Абла. — Может быть, это услышит весь мир, чтобы научиться различать между справедливым и несправедливым. И, может быть, израильтяне будут думать о нас по-другому», — сказала она.

Теракт в Париже

Когда 9 января 2015 года террорист устроил стрельбу в Hyper Cacher,  кошерном супермаркете Парижа, погибли четыре покупателя. Все могло быть гораздо хуже, если бы не вмешался один мусульманин, двадцатичетырехлетний продавец магазина Лассана Батили родом из Мали.

Он сообщил покупателям, что там есть морозильная камера, и Батили спрятал в ней несколько евреев, выключил свет и сказал им сохранять спокойствие. Затем он вернулся в магазин, чтобы поискать помощь. Изначально полиция подозревала Батили, что он террорист, но ему удалось все же поговорить и рассказать офицерам, что происходит внутри магазина. В итоге эта информация Лассаны помогла им захватить магазин и убить террориста, находящегося  внутри.

После общенационального ходатайства о предоставлении Батили французского гражданства он получил его 20 января 2015 года. И тогда он сказал: «Я помогал евреям… Мы все братья… Это не вопрос евреев, христиан или мусульман, все мы в одной лодке».

 

Спасение сирийских беженцев

Боевые действия в Сирии приводят к гибели все большего числа людей, растут толпы беженцев, и одна страна решила помочь тысячам сирийских мирных жителей, при этом не привлекая внимания и не требуя ничего взамен. Израильские госпитали втайне лечили сирийцев, которые, затем вернувшись домой, едва ли могли признаться, что были на лечении в еврейском государстве.

Больницы, такие, как госпитали Ривки Зифф в Цфате и Западной Галилеи в Нагарии, находятся на севере страны, и каждый год к ним обращаются сотни сирийцев, которые попадают на лечение в Израиль благодаря группировкам, сражающимся с Башаром Асадом. Треть стоимости их лечения покрывает Министерство обороны Израиля, треть —  Министерство здравоохранения, а остальную часть — собственно израильские больницы. Когда сирийцы собираются домой после лечения, израильтяне удаляют все ивритские надписи из контейнеров с лекарственными средствами и с медицинских устройств, чтобы их пациентам не пришлось рассказывать соседям и родственникам, что лечились в Израиле, который в глазах многих из них  враг.

Аналогичные действия израильтяне предпринимают и при пожертвованиях сирийцам, в том числе беженцам. В 2014 году акция сбора помощи в Израиле, инициированная рядом организаций, собрала 20000 предметов — в основном куртки, одеяла и спальные мешки, которые предоставили израильтяне, стремящиеся помочь беженцам. Снять израильские этикетки и ивритские надписи было одним из обязательных условий помощи.

 

“Еврейский Шиндлер”

Канадец Янк Барри еврей, когда-то он был известным солистом группы The Kingsmen, а его хит 1963 года «Louie Louie» популярен до сих пор. В последние годы Янк стал большим филантропом и вместе со своим другом боксером Мохаммедом Али учредил фонд Global Village Champions, который помогает поставлять продовольствие нуждающимся в нем по всему миру.

Янк помогает спасать беженцев из Сирии и Ирака — мусульман, христиан и езидов, участвовал в переселении их в Болгарию. Находясь там, он и его жена Иветт платили за беженцев, чтобы те могли жить в отелях, оплачивали им  питание, общались с ними и позже продолжали участвовать в жизни тех, кому помогли.

Янка Барри вдохновил пример немецкого бизнесмена Оскара Шиндлера, спасшего 1218 евреев во время Холокоста, и он пообещал спасти хотя бы такое же количество людей с Ближнего Востока. В сентябре 2014 года он превзошел эту цель и продолжает оказывать помощь беженцам с Ближнего Востока и поддерживать тех, кто из них оказался в Европе. в 2015 году Барри даже был номинирован на Нобелевскую премию мира.

13 братьев и сестер его деда Самуила погибли в Освенциме, но таким, как Шиндлер и подобным ему, кто задавался целью спасти людей, это часто удавалось. И Янк хочет, чтобы люди во всем мире поднялись до такого уровня и поступали правильно, вдохновленные теми, кто помогал евреям во время Холокоста. «Людей удивляет, когда они узнают, что еврей помогает мусульманам, — объясняет он, — но когда я смотрю на людей, оказавшихся в такой беде, вижу похожее на то, что было когда-то. Есть невероятное сходство. Болгары прятали евреев во время войны. Это было вдохновляюще, и, если у вас есть сердце, нужно делать что-то в этом духе».

 

“Ахмед будет спасать твоего сына”

Когда в Иерусалиме на тринадцатилетнего еврейского израильского юношу 11 октября 2015 года напали двое палестинских подростков, его доставили в больницу Адаса едва живого, почти без пульса. Там за него взялись два врача, чья преданность делу в свое время помогла клинике стать главным центром медицинского совершенства — это шестидесятипятилетний Ахмед Эйд, израильский араб-мусульманин, который сейчас возглавляет хирургическое отделение, и сорокаоднолетний Эльханан Фрид, ортодоксальный еврей, возглавляющий отдел интенсивной терапии Адасы. Коллеги называют их дуэт «Фрид и Эйд».

Доктор Эйд вспоминает, что, когда парня привезли в больницу, он был в тяжелом состоянии. «У него очень упало давление, пульс всего 40. Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, — сказал Эйд, убегая на очередную операцию. Но доктор Фрид ему помог. А тогда, он говорит, что пациент был скорее мертв, чем жив».

После спасательной операции — при содействии команды профессионалов из  иудеев, мусульман, христиан и совершенно светских людей, — состояние мальчика удалось стабилизировать, и доктор Эйд пошел в приемную, чтобы поговорить с отцом пациента. Ему сказали, что случилось с нападавшими — пятнадцатилетнего Хасана Манасию полиция застрелила, а его тринадцатилетнего двоюродного брата Ахмеда Манасию ранила, и он находился в другом отделении больницы Адаса, в западном Иерусалиме. Кроме того, что был тяжело ранен тринадцатилетний подросток, братья убили еще израильтянина двадцати одного года.

Когда доктор Эйд вошел в комнату, чтобы встретиться с отцом жертвы, он увидел перед собой ортодоксального еврея. «Послушай, твой сын все еще жив. Все будет хорошо», — сказал ему доктор Эйд. «Я сказал ему, что меня зовут Ахмед Эйд и я глава хирургического отделения. Еще я попробовал пошутить, сказал: «Ахмед ранил твоего сына и Ахмед твоего сына будет спасать».

Оба мальчика, которых выхаживали многонациональные команды медицинских специалистов разных религий, выжили и полностью восстановились.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications