Одежда
Во время молитвы Шмоне Эсре человек должен представлять себя стоящим перед Царем. Пророк Амос говорит (Амос 4:12): «Подготовься к встрече с Богом твоим, Израиль!» Имеется в виду, что человек должен подготовиться предстать перед Творцом в достойном виде — в приличной одежде, надлежащим образом покрывающей тело.
Если такой такой одежды нет, полуголым лучше не молиться. Однако, если человек все же уже помолился в таком виде, молитва засчитывается ему при условии, что его гениталии были покрыты.
Во время чтения Шма и других благословений тело также должно быть кошерным образом закрыто одеждой. Однако, если такой одежды нет, можно прочитать эти молитвы и полуголым, при условии, что гениталии покрыты.
Когда произносят благословения или слова Торы, необходимо, чтобы у мужчины верхняя часть тела была отделена от нижней поясом или брюками.
Цдака
Сказал царь Давид (Теилим 17:15): «Я с милостью увижу лицо Твое». Имеется ввиду: я буду молиться Тебе, искупив себя цдакой. Поэтому очень важно перед молитвой дать цдаку нуждающемуся, оформить перевод на благотворительные цели или, если такой возможности нет, хотя бы отложить несколько монет в цдочницу. Эта важная заповедь особенно помогает нашим молитвам подниматься к Небесам. В святых книгах упоминается обычай давать цдаку, произнося стих из Псукей де-зимра (Псалмы восхваления): «И богатство, и почет перед Тобой».
Цдаку перед молитвой разрешается давать из денег десятины.
Туалет
Если человек ощущает хотя бы минимальную потребность сходить в туалет, ему запрещено молиться. Что делать тому, кто помолился, когда испытывал потребность сходить в туалет? Если, начиная молиться, он хотел в туалет, но был в состоянии потерпеть 72 минуты, молитва его засчитывается, в противном случае нужно молиться заново.
Некоторые поским считают, что, если человек может потерпеть 72 минуты, ему разрешено начать молиться. На это мнение можно положиться в том случае, когда человек предполагает, что, пока он будет ходить в туалет, время молитвы пройдет.
Омовение рук перед молитвой
Перед каждой молитвой — утренней, дневной и вечерней, омывают руки. Благословение при этом не произносят (за исключением омовения после сна, что перед утренними благословениям — Биркот а-шахар).
Нельзя молиться, произносить благословение и изучать Тору, если руки нечисты, т.е. касались частей тела, которые в соответствии с законами скромности должны быть покрыты, или руками касались обуви либо корней волос. Только совершив омовение рук, можно приступать к молитве.
Что делать, если нет воды для омовения рук?
Если у человека испачканы руки, а там, где он находится, нет воды, чтобы их омыть, он обязан поискать для этого воду.
Какое расстояние стоит пройти в поисках воды?
Зная, что на расстоянии километра от места, где человек находится, можно найти воду, он должен пройти это расстояние и сделать омовение рук. Если же человек находится в путии знает, что по ходу движения найдет воду на расстоянии 4 километров, ему надо пройти это расстояние, чтобы омыть руки.
Если же человек не уверен, что хотя бы на таком расстоянии найдет воду, он не должен её искать — пусть оботрет руки чем-то очищающим, например, салфеткой.
Если человек опасается, что, пока он омоет руки, время молитвы истечёт или что он не успеет помолиться вместе с общиной, то искать воду не надо и достаточно вытереть руки чем-то очищающим.
Даже тот, кто не уверен, что его руки нуждаются в очищающем омовении, все равно должен омыть их перед молитвой. Но в этом случае, если под рукой нет воды, то нет необходимости её искать и достаточно их просто вытереть чем-то очищающим.
Если человек омыл руки перед утренней молитвой, а затем следил за их чистотой до самой дневной молитвы, то перед ней он не должен снова совершать омовение.
О чем стоит задуматься перед молитвой?
Чтобы молитва имела силу, она должна быть от всего сердца. Рамхаль в книге Месилат Ешарим пишет: дабы настроиться на такую молитву, следует перед этим сконцентрироваться на трех вещах: 1) что человек стоит перед самим Творцом, а Он слушает, внимая его словам (как бывает у близких, когда любящие внимательны друг к другу и дорожат каждым мгновением); 2) что величие Творца огромно, Он превыше всех восхвалений и благословлений, выше всех видов совершенства, которые только доступны нашей мысли; 3) что человек ничтожен перед Создателем.